UREX / Справочник / Катамаран
Туристические надувные катамараны можно разделить на два вида:
1. Катамараны с двухслойными гондолами.
2. Катамараны с однослойными гондолами (КатамараныПВХ).
Кратко рассмотрим оба вида.
Двухслойный катамаран (катамаран с двухслойными гондолами) – это катамаран, гондола которого состоит из силовой защитной оболочки и внутреннего баллона (или нескольких баллонов).
Оболочка защищает внутренний баллон от механических повреждений (проколы, порезы и т.д.).
Оболочка также задает конструктивную форму гондолы катамарана.
Карманы для крепления каркаса, различные силовые петли, ручки и.т.д. – все крепится на силовой оболочке. Соответственно, те механические воздействия, которым они подвергаются в процессе эксплуатации катамарана приходятся на оболочку.
В экстремальной ситуации при мощном ударе катамарана о камни, может вырвать карманы каркаса вместе с куском оболочки или появится пробоина дна и т.п. Всё это – внешнее воздействие на оболочку, при этом катамаран все равно останется на плаву и сможет продолжать бороться со стихией.
Оболочка защищает внутренний надувной баллон, «принимает удар» на себя.
Хорошая силовая оболочка – это самая сложная часть конструкции катамарана.
Вторая часть гондолы (второй слой) – это внутренний надувной баллон.
Назначение внутреннего баллона – удержание воздуха в гондоле при заданном давлении.
Баллоны должны быть легкими, долго и хорошо держать воздух.
Правильный баллон имеет как минимум два отсека, разделенных перегородкой.
Перегородка может быть как продольной, так и поперечной.
В процессе эксплуатации катамарана, даже если один из отсеков будет пробит, катамаран останется на плаву и сможет причалить к берегу.
Двухслойные катамараны называют классическими катамаранами.
Классические катамараны возможно использовать на реках с 1 по 6 категории сложности, а также устанавливать на них парусное вооружение и моторы.
Грамотно сконструированные классические катамараны, изготовленные из хороших, качественных материалов являются надежными и относительно безопасными туристическими судами.
Однослойный катамаран (катамаран с моно гондолами(моно баллонами (моно баллонами высокого давления). Катамаран ПВХ.
Под таким названием (см.выше) сейчас выпускают катамараны с однослойными гондолами. Гондола представляет собой цельносклеенный баллон из очень прочной на разрыв воздуходержащей ткани с ПВХ-покрытием. (ПВХ-поливинилхлорид).
При накачке воздухом, гондола приобретает готовую форму.
Грамотно изготовленные гондолы также как и двухслойные имеют продольные или поперечные перегородки.
Карманы для крепления каркаса, различные силовые петли, ручки и т.д. – все крепится на самой гондоле, соответственно, силовое воздействие, в процессе эксплуатации катамарана оказывается напрямую на монобаллон.
При возникновении экстремальной ситуации, вырванный карман или петля, прокол баллона сразу нарушит целостность конструкции. На сложном пороге в такой ситуации оказаться очень опасно… И конечно потребуется срочный ремонт.
К преимуществам катамаранов с монобаллонами относятся такие характеристики как: легкие по весу, быстро собираются, просты в обслуживании, кроме того, они гораздо дешевле двухслойных.
Катамараны с моногондолами возможно использовать на озерах и водохранилищах, на горных реках до 2 категории сложности включительно.
Однако, весной, в сезон «большой воды», некоторые горные реки из 2 категории сложности превращаются в реки с порогами 3-5 категории сложности. В этом случае, мы рекомендуем обнести эти препятствия , так как можно не только лишиться снаряжения, но и потерять своих родных и близких, а также собственную жизнь.
На однослойные катамараны, также как и на двухслойные возможно установить парусное вооружение и моторы.
Конечно, встречаются продавцы туристического снаряжения, которые уверяют, что эти суда можно использовать и на более сложных реках (4-6 категория). Однако, такие заверения явно свидетельствуют о том, что сами они никогда не сплавлялись и не были на серьезных категорийных реках.
Разумеется, никто не может запретить Вам использовать однослойный катамаран на сложной категорийной реке, но в этом случае вероятность повреждения судна в пороге очень высока.
Двухслойные катамараны при сравнение с однослойными более тяжёлые, более дорогие, сложны в эксплуатации. Но всё же они надёжнее на сложных сплавах.
Возможно ли сделать монокатамаран на которых можно идти по рекам 3-6 кат. сл. ? Можно, но для этого необходимо использовать материал, очень прочный на разрыв и раздир. (Например: 5-ти(2 основы), 7-ми(3 основы), 9-ти(4 основы) слойный с ПВХ или резиновым покрытием). Это очень дорогие материалы, цена катамарана возрастет в 3-5 раза. Это стоимость как 2-4 двухслойных ката. Но тогда целесообразнее будет приобрести двухслойный катамаран.. .